История моды по фарфоровым фигуркам Роял Долтон

Изучать развитие одежды с X по XX века можно по модным зарисовкам. А при тщательном осмотре можно определить с точностью до десятилетия, к какой эпохе относится наряд той или иной фарфоровой дамы из коллекции Royal Doulton: подсказками будут служить прическа, силуэт, дизайн ткани. Например, «Леди с шалью (Lady with Shawl) HN447», судя по ткани и фасону, одета в платье времен Первой мировой войны.

Одежда, которую мы носим, лучше всяких слов говорит о нашей принадлежности к мужскому или женскому полу, а еще о нашем статусе, окружении, в котором мы живем. Шекспир давал такой совет по выбору гардероба:

Будь в платье дорогом, коль терпит кошелек,
Но не затейливом, в богатом, но не пестром:
По платью часто судим мы о людях.

Мотивация выбора нами повседневной одежды объясняется тремя принципами:

  • принцип пользы;
  • принцип иерархии;
  • принцип соблазнения.

Баланс между этими тремя принципами постоянно меняется, а история моды дает нам понять, как менялась не только одежда, но и люди на протяжении веков.

Иерархический принцип процветал в Викторианскую эпоху: женщины тогда были покорными и смиренными существами, которые полностью находились под защитой и опекой мужчин. Излучать здоровье было совершенно немодным. Доходило даже до того, что девушки специально пили уксус ради придания своему лицу «интересной бледности».

ФОТО 1. «Мисс Скромница», скульптор Лесли Харрадин, высота 19 см, годы выпуска 1930-1975.

ФОТО 2. «Хлоя», скульптор Лесли высота 14 см, 1931-1949 гг.

«Мисс Скромница (Miss Demure) HN1402» одета в шляпку с козырьком, которая была популярной в 1840-х годах. Эта шляпка в форме ведерка давала понять, что ее хозяйка слишком скромна, чтобы смотреть на прохожих, а также на то, что «порядочной» девушке не подобает иметь широкие прогрессивные взгляды.

К середине XIX века юбки становились все более пышными. Фламандская юбка, которая надета на «Хлое (Chloe) HN1470», создает впечатление полноты. Но один юморист сказал, что такой фасон говорит о возрасте дамы: «Один волан = десять лет».

Пышные юбки, как на знаменитой статуэтке «Вершина холма (Top of the Hill) HN1833» выглядели красиво, но большой вес такой многослойной одежды был настоящим бременем для женщин того времени. И в 1865 году настоящим спасением для уставших от тяжести юбок стал кринолин. Но и у него было масса недостатков. Многие карикатуристы с удовольствием высмеивали дам в кринолинах в ветреный день. «Кринолин (Crinoline) HN8» наглядно демонстрирует очень объемную юбку, поддерживаемую обручами.

ФОТО 3. «Вершина холма», автор Лесли Харрадин, 18 см, 1937-1971 гг.

ФОТО 4. «Кринолин», скульптор Джордж Лэмберт, высота 19 см, 1913-1938 гг.

В периоды женской эмансипации наблюдалось резкое сокращение веса костюма и общего количества одежды на женщинах. Для сравнения: в начале XIX века и в 1920-х годах женское платье весило в десять раз меньше, чем наряды викторианской эпохи. Любопытный момент: в эти периоды талия смещалась под грудь в период Регентства и на бедра в 1920-х годах. Одной из причин таких трансформаций является тот факт, что платья с подчеркнутой разницей «талия – бедра» намекали на плодовитость женщины, ее способность вынашивать и рожать детей. А гордые эмансипированные женщины хотели показать всем своим видом, что деторождение – это не основная их функция.

Женская мода в период Регентства перекликается с древнегреческими и римскими платьями. Отчасти это было реакцией на слишком сложные костюмированные платья XVIII века, такие, как на «Камилла (Camilla) HN1711», а также символизировало вошедший в моду неоклассицизм. На смену тяжелым плотным тканям пришел нежный невесомый муслин. Платья имели очень глубокие декольте, а от высокой талии расходились мягкие складки: такой наряд изображен на статуэтке «Менуэт (Minuet) HN2019». Но у новой моды тоже нашлись критики. Свободные, легкие, небрежные платья француженок ассоциировались у некоторых ханжей скорее с ночной рубашкой, чем с нарядом для званого вечера.

ФОТО 5. «Камилла»,модель Лесли Харрадина, 18 см, 1935-1949 гг.

ФОТО 6. «Менуэт», автор Маргарет Дэвис, высота 18,5 см, 1949-1971 гг.

Современная девушка 1920-х годов заметно отличалась от независимой женщины начала XIX века. Канули в Лету эдвардианские красавицы, которых изображал американский иллюстратор Чарльз Дана Гибсон. Их сменили девушки мальчишеского вида с короткими прямыми волосами, открытым лицом, ярким макияжем и, что больше всего шокировало общественность того времени, обнаженными ногами! До этого периода женщины никогда не открывали ноги выше лодыжек, а тут юбки едва доходили до колен. Однако, какой бы возмутительной ни была мода, Лесли Харрадайн не мог не запечатлеть последние веяния десятилетия в своих фигурках для Royal Doulton. «Кармен (Carmen) HN1267» одета в короткое платье середины 1920-х годов.

«Леди Лидо (Lido Lady) HN1220» демонстрирует пижаму для отдыха, которую можно было надеть на пляж или на неформальную вечеринку. Несмотря на то, что женщина обрела независимость, мода 20-х годов во многом связана с принципом соблазнения. Многие фигурки того периода изображены в кокетливых позах: например, «Солнечная девушка (Sunshine Girl) HN1344» в модном купальнике. Стало популярным принимать солнечные ванны, в связи с этим в 30-е годы акцент в платьях делался на обнаженную спину, желательно, чтобы она была загорелой.

ФОТО 7. «Кармен», скульптор Лесли Харрадин, 18 см, 1928-1938 гг.

ФОТО 8. «Леди Лидо», скульптор Лесли Харрадин, 17 см, 1927-1936 гг.

ФОТО 9. «Солнечная девушка», Лесли Харрадин, 12,7 см, 1929-1938 гг.

Вечерняя одежда в 30-е годы вновь стала длинной, по лодыжку. А многие женщины пытались подражать звездам Голливуда в нарядах по той цене, какую могли себе позволить. Им хотелось  самим нарядиться, как любимые киногероини, чтобы поверить в ту сказочную жизнь с экрана.

В XVIII веке тоже любили наряжаться. В ту эпоху многие английские замки имели парки с прекрасным ландшафтом. Аристократия любила надевать на прогулки простые, а-ля сельские наряды. Например, образ пастушки символизировал невинные и наивные игры. Как водится, не все одобряли такую манеру костюмов для маскарадных вечеринок, популярных в то время. Фигурки «Бо-Пип (Bo-Peep) HN777» и «Маскарад (Masquerade) HN600» ярко иллюстрируют этот стиль так, каким его представляли художники 1920-х годов.

ФОТО 10. «Бо-Пип», автор Лесли Харрадин, 17 см, 1926-1936 гг.

ФОТО 11. «Маскарад», Лесли Харрадин, 17 см, 1924-1949 гг.

Маскарады были яркими молодежными вечеринками, поводом сбежать в мир фантазий. Многие костюмы изображали театральных персонажей. Мефисто – король демонов из классической пантомимы, но в «Мефисто (Mephisto) HN722» от Royal Doulton нет ничего страшного и демонического. Арлекин и Коломбина – главные персонажи знаменитой итальянской комедии XVI века – в веке XX представлялись в причудливой одежде. Например,«Арлекинада в маске (Harlequinade Masked) HN768» изображает традиционный наряд итальянских клоунов. Еще вариации на эту тему – «Пьеретта (Pierrette) HN642», «Леди Шут (Lady Jester) HN1221» и «Маска (The Mask) HN656».

ФОТО 12. «Мефисто», Л. Харрадин, 16,5 см, годы выпуска 1925-1938.

ФОТО 13. «Пьеретта», скульптор Лесли Харрадин, 18,5 см, 1924-1938 гг.

ФОТО 14. «Маска», Лесли Харрадин, высота 17 см, 1924-1938 гг.

Детей вплоть до середины XVIII века наряжали в уменьшенные копии взрослых моделей. Фигурка «Детская молитва (Child’s Grace) HN62» одета в костюм Елизаветы с накрахмаленным воротником и длинными тяжелыми юбками. Детям не давалось никаких поблажек для большей свободы передвижений. Так было до тех пор, пока философ Руссо не высказал мнение, что дети – это не просто недоразвитые взрослые. И тогда мода для подрастающего поколения стала меняться.

Девочки продолжали носить простые детские муслиновые платья и в подростковом возрасте, а не заковывались в кринолины с самых юных лет. Эти легкие платьица юных барышень предшествовали моде на неоклассицизм в начале XIX века. Платья для девочек были максимальной длины до Викторианской эпохи, но и тогда за высотой подола тщательно следили. Статья, опубликованная в журнале Harper’s Bazaar за 1868 год, содержала диаграмму с указанием правильной длины платья. Так, если в четыре года девочки могли носить платья чуть ниже колена, то в шестнадцать юбка должна была уже еле прикрывать обувь. «Пинки (Pinkie) HN1552» – образец наряда для четырехлетнего ребенка: короткая рубашечка и кружевные панталоны. А длина юбки у «Мэйзи (Maisie) HN1618» свидетельствует о том, что этой героине уже недолго осталось учиться в школе.

На детскую одежду в последние два десятилетия XIX века во многом повлияли бывшие в то время популярными иллюстрации Кейт Гринвэй. В своих рисунках она опиралась на детскую моду конца XVIII века: она ей казалась более привлекательной, чем одежда современных детишек. Так называемый «эстетический» костюм Гринвэй представлял собой платье длиной до лодыжек с широким поясом на талии, такой, как у «Лори (Lori) HN2801». Неотъемлемой частью костюма как на улице, так и в помещении, была шляпка.

ФОТО 15. «Детская молитва», Лоуренс Перуджини, 22 см, 1916-1938 гг.

ФОТО 16. «Пинки», Л. Харрадин, 12,7 см, 1933-1938 гг.

ФОТО 17. «Мэйзи», Л. Харрадин, 17 см, 1934-1949 гг.

ФОТО 18. «Лори», М. Дэвис, 14,5 см, 1976-1987 гг.

Одна из немногих моделей одежды, которую не изобразили ни на одной фигурке в коллекции HN, была спроектирована миссис Амелией Блумер в 1850-х годах. Когда юбки становились все объемнее и тяжелее, она хотела сделать женскую одежду более рациональной и пыталась продвинуть свое видение: свободное платье длиной до колен с длинными мешковатыми «блумерами» под ним. Бесспорно, это было бы более практичным и удобным, к тому же вполне соответствовало бы викторианским нормам приличия. Но увы, она стала объектом насмешек, а ее именем назвали довольно-таки непривлекательный предмет женского гардероба.

Костюм миссис Блумер, основанный на принципе полезности, по достоинству оценили бы спортсменки XIX века. У викторианских дам самым популярным видом спорта была верховая езда. Но если верхняя часть костюма подражала мужской моде, то пышные юбки ничем нельзя было заменить: поэтому приходилось использовать седло, в котором сидели боком. Костюм верховой езды начала XIX века, какой представлен на «Регентство (Regency) HN1752», состоял из длинной юбки, облегающей куртки и шляпки-треуголки.

ФОТО 19. «Регентство», скульптор Лесли Харрадин, высота 20 см, модель выпускали в 1936-1949 гг.

Кроме одежды для верховой езды, спортивный костюм никак не развивался до 1930-х годов. До тех пор конькобежцы носили обычную зимнюю одежду того времени, а теннисистки играли в обычных длинных юбках, которые сковывали движения. В 1920-х годах, когда повседневные платья стали короткими, теннисный костюм выглядел как на «Довиль (Deauville) HN2344». Чулки теннисистки носили до 1930-х годов, когда участница Уимблдона вызвала сенсацию, появившись с голыми ногами.

ФОТО 20. «Довиль», модель создана Маргарет Дэвис, высота 21 см, год выпуска 1982, ограниченный тираж 1500 экз.

К счастью, в конце концов победил здравый смысл. Миссис Блумер была не одинока в своем стремлении сделать одежду более практичной. Писатели на протяжении многих веков высмеивали наиболее причудливые элементы модных костюмов. А сатирик XVIII века Хогарт так сказал о непостоянстве моды: «Как постепенно глаза привыкают к некрасивым платьям по мере того, как они все больше и больше входят в моду, и как быстро вернется отвращение к нему, когда этот процесс остановится, и разумом овладеет новая модель?» Вкус настолько расплывчатый, если за ним не стоят никакие принципы! Похоже, хоть мы сейчас живем в более современном мире, в мире моды совсем ничего не изменилось.

 

Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.