Рассуждая об эпохе наполеоновских войн, историки часто сравнивают стратегическое передвижение войск Бонапарта с движением фигур на шахматной доске. Условной иллюстрацией к этой метафоре могли бы стать солдаты КАЙЗЕР – фарфоровые воины с реальными прототипами, одетые в историческую форму наполеоновской армии.
Это статуэтки высотой от 21 до 24 см в виде ростовых фигур на круглых базах и конная фигура Наполеона высотой 23 см на базе в форме эллипса. Созданные вдохновением и талантом Герхарда Бохманна, фигуры воздействуют на сознание зрителя за счёт чрезвычайно высокой детализации костюмов и лиц, «живых» линий силуэтов, ярких цветов и выразительных характеров.
Истинная цена любой вещи проверяется временем, и наполеоновские солдаты КАЙЗЕР, созданные более полувека назад, убедительно подтверждают эту истину. Если обратиться к самым истокам их создания, то начать нужно с имени баварского предпринимателя Августа Албота. В 1872 году он организовал в небольшом городке Кобург мануфактуру по декорированию фарфоровых изделий, которые получал с местных фабрик. На предприятии применялось несколько десятков способов декорирования фарфора. Безликие тарелки, бокалы, подносы, сервизы, шкатулки, статуэтки, превращались здесь в живописную посуду и модные сувениры. Дело практически сразу стало успешным и процветало. Примерно через пятьдесят лет внук Августа Албота, Вилли Албот, и муж его сестры Георг Кайзер, решили расширить предприятие. В 1927 году на мануфактуре заработало производство собственного фарфора под логотипом АЛ-КА Кунст Албот и Кайзер, состоящим из первых слогов фамилий владельцев компании.
Спустя четверть века, во второй половине 1950-х годов на фабрику пришёл работать Герхард Бохманн. Будучи совсем молодым человеком 1925 года рождения, Герхард к тому моменту уже снискал уважение знатоков и профессионалов своим художественным талантом, проявившимся на предыдущем месте работы – Мейсенской мануфактуре. На фабрике АЛ-КА Кунст Албот и Кайзер его жизнь круто изменилась, он стал скульптором и дизайнером, что дало ему право и возможность реализовать собственные творческие идеи. Одной из таких идей и стала серия статуэток, посвящённая наполеоновской эпохе, отмечавшей в те годы полуторастолетний юбилей. Из широкого круга имён Великой Армии Бохманн тщательно подбирал образы для своих творений. Кроме самого Наполеона он изваял трёх Великих офицеров Империи, получивших звания маршалов 19 мая 1804 года, на следующий день после провозглашения Бонапарта Императором французов.
Каждый из воплощенных Бохманном в фарфоре исторических персонажей заслуживает отдельного упоминания. Среди них прославленный Жан Ланн, герцог Монте-Белло, которого за воинскую доблесть называли «Роландом французской армии», «храбрейшим из храбрых», «единственным человеком в Великой армии, никогда не боявшимся говорить Наполеону правду». В 1809 году Жан Ланн был смертельно ранен в битве у Эсслинга.
Привлекательными и интересными для Бохманна стали такие личности как Мишель Ней, герцог Эльхингенский, получивший титул князя Московского за доблесть в Бородинской битве, а так же Андре Массен, герцог Риволи и князь Эсслингский, талантливый полководец, о котором Наполеон говорил: «…исключительно благороден и прекрасен в огне и хаосе битвы».
Среди статуэток Бохманна присутствует образ Жана Андоша Жюно, известного тем, что был близким другом Наполеона, и хотя не имел особых заслуг в статусе командующего, отличался исключительной смелостью. Получив множество ранений в боях, Жан Жюно сильно страдал от физической боли, мучения довели его в 1813 году до попытки самоубийства, после которой он прожил ещё несколько дней и скончался.
Следующий герой серии – Лоран Гувьон Сен-Сир, граф, получивший звание маршала Империи за победу при Полоцке в 1812 году.
Седьмая статуэтка – солдат с трёхцветным знаменем Франции, символом Великой армии, задуманная скульптором как своеобразный композиционный центр всей серии.
Ключевой фигурой по значимости, разумеется, стал сам Наполеон, единственный из всех персонажей, который символично был выполнен сидящим на коне. Внешний облик и одежду Императора Бохманн создавал по изображению на картине французского живописца Жака-Луи Давида, где Наполеон представлен на альпийском перевале Сен-Бернар во время второго Итальянского похода в 1800 году.
Фигурки первых выпусков серии чаще всего «подписывались» лично автором. Если быть формально точным, то это была не подпись от руки, а факсимиле – точная копия подписи в виде фамилии автора «Бохманн», которая наносилась оттиском со специального штампа на ещё сырую заготовку статуэтки. В заключение необходимо упомянуть, что на серии наполеоновских солдат, созданной в 50-х годах под маркой КАЙЗЕР, Бохманн не остановился. Став в начале 1960-х годов лучшим в своём деле, Бохманн перешёл на фарфоровую фабрику В. Гобель Порценлланфабрик, где заняв место ведущего скульптора отвечал не только за свою работу, но и за работу рядовых скульпторов предприятия, выполнявших коммерческие заказы, что сократило количество времени для свободного творчества. И, тем не менее, Бохманну удалось сделать то, что не часто удавалось и удаётся творческим людям, а именно: «войти дважды в одну и ту же реку». В середине 60-х Бохманн создал еще одну серию превосходных статуэток представителей военного сословия наполеоновского периода, которая стала достойным продолжением его первого успеха.
Сегодня, самобытные и многогранные образы солдат и высших офицеров наполеоновской армии, воплощенные Бохманном в ростовых фигурах КАЙЗЕР, можно встретить в музейных фондах и частных коллекциях. Они неизменно вызывают художественный интерес, занимая заметное место среди произведений декоративно-прикладного искусства Германии середины ХХ века.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.