Реинкарнация Каподимонте

Эпоха подлинного Каподимонте оказалась рекордно короткой в истории итальянского Возрождения. Всего 16 лет блистали придворные мастера Карла III на европейском культурном небосклоне.

«Ловцы кроликов», мягкий фарфор, высота 16,5 см. Статуэтка создана                                         ок.1755-1759 г.г. первым модельером Каподимонте Джузеппе Гриччи.

«Ловцы кроликов», мягкий фарфор, высота 16,5 см.  Статуэтка создана ок.1755-1759 г.г. первым модельером Каподимонте Джузеппе Гриччи.

Но это был яркий свет, который после закрытия королевской фарфоровой мануфактуры рассыпался мелкими звездочками по всей Италии. И, казалось, угас.

Однако это было не так!

Первая марка Каподимонте; наносилась кобальтом (синяя)                                                     или золотом на дно изделия.

Первая марка Каподимонте; наносилась кобальтом (синяя) или золотом на дно изделия.

Слабое горение

Ремесленники, художники и скульпторы, работавшие во дворце Каподимонте, вернулись в свои дома и семьи. На остатках былой славы они продолжили штучно производить фарфоровые изделия с хорошо узнаваемым стилем, благодаря сохраненным технологиям и эскизам.

Сложно сказать, хорошо это или плохо?! С одной стороны, техника исполнения и секреты изготовления неаполитанского фарфора не канули в Лету. С другой – художественная ценность скульптур и посуды снизилась, интерес к произведениям со знаком «N» и короной над ним упал.

Марка использовалась с 1771 г. до 1-й трети XIX в. на втором заводе                                                   в Неаполе, построенном наследником предыдущего короля.

Марка использовалась с 1771 г. до 1-й трети XIX в. на втором заводе в Неаполе, построенном наследником предыдущего короля.

Каподимонте уже не вдохновлял ваятелей, а ценители прекрасного стали считать данный стиль слишком громоздким.

Последний оплот Каподимонте

Единственной фабрикой, которая продолжала в небольшом количестве создавать статуэтки «а-ля Каподимонте», оставалась мануфактура Джинори (Ginori). Это производство, организованное маркизом Карлом Джинори в городе Доччи вблизи Флоренции, на 8 лет старше предприятия короля Карла III. Отчасти оно и подвигло тогдашнего властителя Неаполя на устроительство собственной королевской фабрики фарфора.

Через полтора столетия, в 1896 году, произошло слияние компании «Джинори» с успешной миланской фабрикой «Ричард». Новая мануфактура стала именоваться «Ричард-Джинори». Но известные своей национальной щепетильностью итальянцы неохотно добавляют саксонскую фамилию, и до сих пор называют торговую марку лишь по фамилии основателя-соотечественника – «Джинори».

ФОТО 4. Т.н. сюрту дю табль  - центральная часть парадного сервиза, белый фарфор, роспись золотом, высота до 36 см, длина 145 см_ Richard-Ginori, 192

Т.н. сюрту дю табль — центральная часть парадного сервиза, белый фарфор, роспись золотом, высота до 36 см, длина 145 см; Richard-Ginori, 1926-27 г.г. Дизайн Джио Понти и Томазо Буцци.

После Второй мировой войны мануфактура Джинори переехала в Сесо-Флорентино, но все это время фабрика неизменно выпускала изделия из высококачественного элегантно расписанного фарфора в традициях Каподимонте.

Второе дыхание классики

Возрождение традиций Каподимонте относится к 1925 году – дате основания ILPA (Industria Lombardo Porcellane Artistiche). Название переводится как «производство старинного художественного фарфора». Идейным вдохновителем и организатором фабрики стала синьора Кароцци – талантливая дама, которая восхищалась шедеврами Каподимонте.

В этот период снова растет интерес к творениям старых мастеров, поэтому их наиболее ценные и известные скульпторы стали массово имитировать. В ILPA же молодым талантам было предложено раскрыть себя на примере того, как это сделали почти два века назад ваятели Каподимонте.

Увы, мастерская просуществовала недолго, но стала стартом для очередного творческого прорыва итальянских мастеров. На ее базе было организовано новое предприятие, из названия которого просто удалили слово Lombardo (старинный).

В IPA строго стали следовать художественным стандартам. Параллельно были открыты новые способы изготовления фарфора. Но время все же внесло свои коррективы, и параллельно с фигурками из романтических придворных сцен художники стали создавать образы, отражавшие обычные жизненные ситуации простых итальянцев.

«Бродяга-выпивоха», бисквит. Студия I.P.A.

«Бродяга-выпивоха», бисквит. Студия I.P.A.

В этих фарфоровых скульптурах было меньше орнамента и лоска, а взамен сделан акцент на мимику, реалистичность жестов и бытового окружения крестьян и рабочих. Групповые сценки живо демонстрировали непростую жизнь народа, его искрометный юмор, темперамент. Произведения IPA быстро обрели популярность.

Фабрика пережила и трагические события Второй мировой войны, сохранив свой авторитет в среде знатоков. Ведущие мастера Джорджио Пеллате, Джузеппе Каппе, Алессандро Тоска, Сандро Маджиони продолжили творить в IPA и в послевоенные годы.

До 1952 года творческий костяк IPA был довольно прочным. Однако тройка талантливых мастеров Каппе, Редаэлли и Мерли решили выйти из состава IPA. Они основали собственное фарфоровое производство — King’s Porcelain. Но в 1960 году произошел очередной распад. Каппе и Мерли ушли в «свободное плавание». У каждого появился свой торговый знак — Royal Crown Porcelains и В. Merli соответственно.

«Путти в винограднике», фарфор,полихромная роспись, высота 23 см; Royal Crown Porcelains, 1961 г., автор модели Джузеппе Каппе.

«Путти в винограднике», фарфор,полихромная роспись, высота 23 см; Royal Crown Porcelains, 1961 г., автор модели Джузеппе Каппе.

«Испанский танец», бисквит, полихромные эмали, 28,5 см; дизайн Бруно Мерли под собственным брендом.

«Испанский танец», бисквит, полихромные эмали, 28,5 см; дизайн Бруно Мерли под собственным брендом.

В это время IPA покинул еще один прекрасный мастер – Сандро Маджиони, открывший свое дело под маркой Elite.

Новая плеяда талантов

В 1975 году в Италии строится новый фарфоровый завод Porcellane Principe. Здесь молодое поколение талантливых итальянских художников и скульпторов с прекрасным опытом современных техник получило возможность применить свои навыки в возрождении старых традиций Каподимонте.

Porcellane Principe уже через несколько лет после начала деятельности выкупил завод Mollica, основанный в Неаполе еще два века назад. Таким образом, стиль и традиции Каподимонте вернулись к своим неаполитанским истокам.Следует отдать должное скульпторам Porcellane Principe Серхио Трафоретти, Лино Гобби и Лучано Каццола, вдохнувшим новую жизнь в древние традиции Каподимонте.

«Играющие кони », бисквит, роспись эмалями, 33 см;                                                  Porcellane Principe, модельер Лучиано Каццола.

«Играющие кони », бисквит, роспись эмалями, 33 см; Porcellane Principe, модельер Лучиано Каццола.

В этой плеяде и талантливый скульптор Джованни Берзолин по прозвищу Барбетта (Бородёнка), создавший серию фарфоровых линий. В частности, Linea Classica. Произведения этого мастера отличаются более теплыми и мягкими цветами, чем у большинства фигур Каподимонте. Здесь ощущается влияние традиций фарфорового искусства Саксонии и Севра. От композиций Барбетты веет безмятежностью, воплощенной в изгибах тел юных девушек в облегающих одеждах.

«Бюст девушки», бисквит. Скульптор Джованни Барбетта.

«Бюст девушки», бисквит. Скульптор Джованни Барбетта.

Благодаря талантам этих мастеров, будут и живы традиции Каподимонте!

 

Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источникобязательна.