Еще в 1298 году Марко Поло рассказывал о «парцеллане» (в переводе на русский — «фарфор») из керамических мастерских китайского города Тигуи (в настоящем — Тайчжоу). Это название он образовал от слова «Парцелла», итальянского названия моллюска, глянцево-белая ракушка которого очень похожа на фарфор.
Прошло несколько веков прежде, чем в Европе появился фарфор, способный конкурировать с китайским. Первый немецкий фарфор 28 марта 1709 года создал мастер из Дрездена, Иоганн Фридрих Бёттгер. Именно в XVIII веке были открыты первые фарфоровые мануфактуры. Многие из них просуществовали до наших дней. Одна из таких фабрик находилась в Тюрингии.
Первые фарфоровые фабрики Тюрингии
Независимо от дрезденских фабрик и независимо друг от друга в Тюрингии возникли мануфактуры в Зитцендорфе, Лимбахе и Катцхютте, созданные Георгом Генрихом Махеляйдом, Иоганном Готтелфом Грайнером и Иоганном Вольфгангом Хамманном в середине XVIII века.
Первым среди них стал Махеляйд с мануфактурой в Зитцендорфе. С тех пор фабрика в Зитцендорфе считается старейшим центром фарфора в Тюрингии.
С 1757 года Махеляйд экспериментировал в Зитцендорфе с фарфором. Результатом его работы стал фарфоровый завод князя Иоганна Фридриха Шварцбурга-Рудольштадта, созданный 8 сентября 1760 года.
В последующие годы возникло немало других фабрик. Бурное развитие фарфоровых мануфактур говорит об идеальных условиях лесов Тюрингии. Впрочем, главной причиной стали вековые традиции региона: здесь издавна изготавливали стекло, фаянс и керамику. Стилистические отличия Тюрингского фарфора прослеживаются с самого начала, и вполне очевидно, что первые мастера, работавшие с новым материалом, были знакомы с глиной не понаслышке. Сохранились эти особенности и по сей день — в декоративном фарфоре.
Детали, достойные внимания
Первый тюрингский фарфор был мало похож на изысканные дворянские статуэтки, которым впоследствии прославились мануфактуры этого региона. Это было похоже скорее на независимое, чистое творчество модельеров. Они решили использовать фольклорные мотивы и традиции народного искусства. Фигурки сельских жителей, шахтеров, музыкантов, охотников, мещан, торговцев, созданные мастерами, впоследствии нашли место в самых престижных музеях и коллекциях. Это не просто первые образцы тюрингского фарфора, но и отражение части местной истории и культуры. Мастера вдохновились и популярным в европейском искусстве того времени стилем рококо и эпохи Людовика XVI, известного страстью к провинциальным мотивам.
Эти мотивы и темы взяли за основу и на фарфоровом заводе Вильгельма Либмана, открытого 18 ноября 1850 года в Зитцендорфе. Более того, именно благодаря тюрингским традициям компания получила успех. В первые десятилетия владельцу компании принадлежало больше десяти центров, где создавали все виды, сорта и формы фарфора. Уже на рубеже веков Sitzendorfer Porzellan-AG был третьим по размеру производителем фарфора в Тюрингии.
Большую роль для мануфактуры и ее продукции сыграл так называемый «Дрезденский жанр». Фигурки пастухов, виноградарей и садовников соседствовали с фарфоровыми амурчиками и детскими статуэтками, сказочные персонажи, времена года, волшебные двенадцать месяцев контрастировали с респектабельными шахматными фигурами. Всемирно известные писатели — такие, как Чарльз Диккенс, — вдохновили мастеров на создание фигурок попрошаек. Немало идей подарил и Вильгельм Буш, создавший сотни причудливых персонажей, историй и анекдотов, над которыми смеялось не одно поколение читателей.
Еще одна отличительная черта фарфорового завода Зитцендорфа — тщательная проработка деталей. Статуэтку из Тюрингии узнает даже начинающий коллекционер: травяное покрытие на пьедестале, на котором стоит персонаж, смоделировано очень точно и подробно. Впрочем, на мануфактуре уделяли большое внимание ретуши фигурок. Каждую заготовку, отлитую из формы, дорабатывали вручную, достигая максимальной детализации.
Мастера работали на заводе даже не годами, а поколениями. Их опыт и талант стал настоящей гарантией качества при создании фигурок ручной работы. Сотрудники мануфактуры отлично знали, что нужно знатокам фарфора. С XIX века они создавали и использовали многочисленные формы, превращая глину в изысканные и оригинальные фигурки. В них была проработана каждая деталь – от травинки до волоска. Это удивительно, учитывая, насколько сложно работать с фарфором.
Фарфоровая мануфактура в Зитцендорфе в XX веке
Даже первые статуэтки тюрингской мануфактуры обрели популярность и заняли почетное место в музеях и коллекциях ценителей. Но максимальную известность она обрела в XX веке. Большой вклад в развитие фарфорового завода Зитцендорфа сделали Макс Зигель и Франц Раух, известные скульпторы и дизайнеры. И Макс Зигель, проработавший в компании до конца жизни — 1968 года, и Франц Раух остались верны традициям фарфорового завода в Рудольштадте.
Среди известных художников, приложивших руку к статуэткам завода, можно упомянуть Оппеля и Шлезингера. Фарфор, созданный с их помощью, по сей день пользуется высоким спросом и имеет хорошую репутацию.
Впоследствии фарфоровый завод Зитцендорфа слился с бывшей фарфоровой мануфактурой Энса и компанией КАММЕР в Рудольштадте и Фолькштедте. Увеличив производственные мощности и штат дизайнеров, вобрав опыт известных производителей Тюрингии и Германии, завод стал одним из лидеров на рынке фарфора. Даже сегодня продукция мануфактуры с полуторавековой историей высоко ценится не только знатоками и коллекционерами, но и ценителями старинного декора в интерьерах. Старинные — сказочные и сельские — мотивы, безупречное качество, высокая детализация каждой фигурки — все это сделало тюрингский фарфор одним из лучших в мире.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.