Сложно подсчитать общее число коллекционеров фигурок серий HN Royal Doulton. Но многие ли из них знают о дизайнерах, сделавших эти статуэтки столь популярными?
Перед вами — короткая история об одном из самых успешных дизайнеров Royal Doulton, работавших на мануфактуре в 1950-70-х годах, Пегги Дэвис. Она работала над фигурками трех категорий — Crinoline Ladies («Леди в кринолине», входят в коллекцию «Прекрасные дамы»), животные (миниатюрные наборы и собаки-чемпионы), статуэтки специальных выпусков (тиражом до 500 фигурок).
Жизнь до Royal Doulton
Заочное знакомство будущей художницы с Royal Doulton состоялось задолго до того, как она занялась творчеством: Пегги Дэвис родилась в Берслеме, в сердце английского фарфора, недалеко от известной мануфактуры. Судьба не благоволила юной художнице: в раннем детстве она заразилась туберкулезом и много лет провела в больницах и реабилитационных центрах, в результате сильно отстав от сверстников в школе. Один из ее учителей однажды заметил художественный талант Пегги Дэвис и позволил ей сконцентрироваться на искусстве, оставив точные науки на откуп другим ученикам.
20-е годы оказались сложными и для Маргарет, и для ее родителей, и для Великобритании. Девочку отправили к бабушке и дедушке, которые жили в большом доме недалеко от мануфактуры. Дедушка работал инженером в местном банке и владел просторным домом. Юная художница могла заниматься рисованием и лепкой столько, сколько ей хотелось. Ей исполнилось всего 12 лет, когда она получила стипендию в Колледже искусств Берслема. Здесь она училась скульптуре и другим искусствам несколько лет. Ее учителем был Гордон Форсайт.
Еще до окончания учебы из-за семейных обстоятельств Пегги Дэвис начала искать работу. Вскоре она получила должность временного помощника у Кларис Клифф, местного дизайнера по фарфору. Кларис взяла девочку на неполный рабочий день, и та смогла закончить курс.
В 1939 году Пегги Дэвис переехала в Royal Doulton и стала ассистентом Сесила Ноука, художественного руководителя в Берслеме. Эту должность он получил от своего отца, Чарльза Ноука. Работая на мануфактуре, девушка успела создать собственную небольшую мастерскую на дому: время было сложное, и денег не хватало.
Начало второй мировой войны сыграло большую роль в судьбе многих мануфактур и самих скульпторов. Исключением не стали и Royal Doulton и Пэгги Дэвис. Когда одна из немецких бомб частично разрушила ее дом, она решила присоединиться к армии и стать медсестрой. Несмотря на то, что художница была невысокой и не очень сильной, она нашла больницу, куда ее приняли на работу.
После окончания войны Пэгги Дэвис вернулась к своему любимому занятию и создала новую мастерскую — в собственном саду. Она устроилась внештатным сотрудником в Royal Doulton и создавала дома фигурки новых моделей для серии HN. До 1982 года она успела разработать 250 удивительных статуэток, которые по достоинству оценили коллекционеры и ценители декоративного фарфора.
Увлечение, которое принесло славу
Пегги Дэвис стала знаменита после войны. Именно тогда, с 1945 года, работая в саду в качестве внештатного скульптора, она создала уникальные статуэтки, подарившие славу и самой художнице, и мануфактуре.
Когда-то Пегги, как и все девушки, мечтала о карьере балерины. Создавая коллекцию «Леди в кринолине», она подарила своим фарфоровым девушкам прелестные платья, тщательно проработав складки ткани. Юбки этих девушек передавали каждое их движение.
Первую модель из «Леди в кринолине» — HN1976 Easter Day («Пасха») — Пегги Дэвис вылепила в 1945 году. Это была очаровательная статуэтка в пышном платье с кринолином и длинными лентами. Через два года Пегги разработала модель HN1992 — Christmas Morning («Рождественское утро»), а затем — и серию из восьми фигурок («Важные леди в истории английского языка») под номерами от HN2005 до HN2012. Потратив уйму времени, дизайнер разработала реалистичные и исторически достоверные костюмы для своих фарфоровых девушек.
Работая над фигурками в 50-е и 60-е, для каждой из них Пегги Дэвис создавала длинные и пышные, чудесные платья с уникальным дизайном и детальной проработкой. Все они — и статуэтки танцовщиц, и «Важные леди в истории английского языка», и самые первые фигурки — получили известность как «Леди в кринолине».
Пегги была увлечена модой прошлого. Ее девушки в кринолине отличались не только пышными юбками: эти фигурки были объединены и другими деталями. Так, высота многих из них составляла 5 дюймов (12,7 см): «Невесты» (HN2148), «Ребенок из Уильямсбурга» (HN2154) и «Пенни» (HN2338).
Пожалуй, именно увлечение кринолином и пышными платьями, популярными в прошлом, сделало имя Пегги Дэвис. Именно фигурки девушек стали основой ее личной коллекции, созданной для Royal Doulton в 50-е и 60-е годы. Вместе с другим дизайнером, Мэри Николл, она разработала большую часть статуэток прекрасных леди.
Многие из статуэток, созданных Пегги, были частью коллекций Royal Doulton.
Другие фигурки Пегги Дэвис
Любовь к старинной моде не помешала Пегги активно работать в других направлениях. Ее главной страстью стали более сложные по композиции и форме статуэтки — такие, как Broken Lance – HN2041 («Сломанное копье») и St. George – HN2051 («Святой Георгий»). Она работала с ними до 1962 года. После Пегги Дэвис создала такие фигурки, как «Матадор», «Бык», «Союз искусства и промышленности», «Palio» («Палио»).
Нравились Пегги и животные. Она вылепила бесчисленное множество моделей животных для Royal Doulton. Многие из них по сей день не использовали на мануфактуре. Любимым направлением для Пегги стали кошки: она делала их по-настоящему хорошо. Были у скульптора и статуэтки собак, птиц, зайцев, даже пингвинов. В их числе оказались две статуэтки, которые вошли в серию собак-чемпионов, большая часть которых была разработана задолго до Пегги Дэвис — в 1931 году. Художница обновила серию в 1952 и 1955 годах.
Коллекционерам особенно полюбились миниатюры — такие, как шесть фигурок котят, спроектированных еще во время войны — в 1941 году. Это три имбирных и три коричневых котенка с мордочками, повернутыми вправо и влево. Их выпускали вплоть до 1986 года.
Творчество длиною в жизнь
Пегги Дэвис родилась у стен Royal Doulton и посвятила почти всю жизнь этой мануфактуре. Она была увлечена историей моды и охватила, пожалуй, все периоды, известные истории — от Средневековья до XX века. Ее «Рождество», «Южная Красавица», «Виктория», «Нинетт» обрели известность и в Великобритании, и во всем мире.
Не забывала Пегги и про личную жизнью. Она вышла замуж, родила и воспитала трех сыновей. Интересно, что и они сыграли свою роль в развитии английской декоративного фарфора: мальчики позировали для нескольких детских фигурок (например, «Речного мальчика»). Позировал и муж — для «The Master» («Хозяин») и «Town Crier» («Городской глашатай»).
После того, как Пегги Дэвис ушла из Royal Doulton, она решила не останавливаться и продолжила работу с фарфором. В 1987 году к ней обратилась компания Pascoe and Company, заказав коллекцию персональных кувшинов. Пегги с блеском справилась с задачей. Через год она отправилась в США, на шоу Doulton, которое проходило во Флориде.
Пегги Дэвис ушла из жизни в 1999 году. Почти 60 лет она работала на Royal Doulton и создавала удивительные фигурки. Постоянно развиваясь, ставя перед собой все более и более сложные задачи, она смогла создать огромное количество статуэток для английской мануфактуры и сделала значительный вклад в развитие декоративного фарфора в Великобритании и не только.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.