Знаменитые продавцы воздушных шаров Роял Долтон

Роял Долтон, известная компания по производству фарфора, является создателем поистине уникальных изделий и национальным достоянием Великобритании. Одними из популярных персонажей, воплощенных в изящных статуэтках, являются продавцы воздушных шаров, ведущие торговлю на улицах Лондона.

Прежде чем рассматривать эти фарфоровые шедевры, стоит упомянуть о самом изобретении воздушных шаров. Оно относится к глубокой древности. Еще задолго до создания резины ацтеки надували мочевые пузыри животных, придавая им различную форму, после чего люди приносили их в жертвы богам. В средневековье в странах Европы шуты и трубадуры развлекали публику шарами, сделанным из свиных пузырей. Они наполнялись сушеным горошком, за счет чего дребезжали при размахивании. Органы животных использовались в этом качестве вплоть до начала XIX века.

Первые воздушные шары из резины создал Майкл Фарадей в 1824 г. для использования в экспериментах с водородом. Уже в следующем году игрушечные шарики вошли в состав набора «Сделай сам», который поступил в продажу. Прототип же современного изделия относится к 1847 году, когда Джеймс Ингрэм из Лондона выпустил шары из вулканизированного каучука, не подверженные влиянию температуры. Таким образом, к тому времени, когда Лесли Харрадайн (один из ведущих дизайнеров Роял Долтон в период с 1920 г. по середину 1950-х гг.) начал создавать свои знаменитые статуэтки, эти красочные игрушки уже стали неотъемлемыми атрибутами рынков, ярмарок и карнавалов.

В 1921 г. Харрадайн представил фарфоровую фигурку, изображавшую уличную торговку, держащую спящего младенца, который уютно устроился среди воздушных шаров. Она быстро стала популярной статуэткой, оформленной в пяти цветовых вариантах, и производилась вплоть до 1949 г. Кроме того, существует миниатюрная версия данного персонажа.

В 1929 г. выпускается еще один шедевр — «Старая продавщица воздушных шаров». Впоследствии она была выпущена в нескольких вариантах, включая две разные цветовые палитры, две редкие фигурки на подставке с бульдогом, миниатюрную версию, два чайника с данным персонажем, декоративную тарелку.

В последующие годы появлялись и другие персонажи в рамках данной тематики. Это колоритные статуэтки, в которых Харрадайн отразил традиционную одежду и образ жизни торговцев, быстро исчезавших с улиц Лондона. Кстати, дизайнер не был одинок в своем увлечении данными персонажами. Так, Чарльз Вайз, который начинал свою карьеру в Далтон, часто посещал уличные рынки, ярмарки и изображал фигуры цыган, торговцев, цветочниц. Наверняка Харрадайн был знаком с «Женщиной с воздушными шарами» и «Женщиной с тюльпанами» Вайза 1920 г., поскольку можно проследить сходство данных изделий с творениями дизайнера Роял Долтон.

В создании каждой статуэтки легендарного британского бренда задействуется большое число творческих людей, ведь процесс создания фигур довольно сложен. Вначале художник создает эскиз будущего изделия. Затем над ним трудится скульптор, который учитывает каждую деталь, каждую линию. Статуэтка складывается из отдельных элементов, которые затем соединяются в единый образ. Предварительно жидкая глина заливается в особые формы, имеющие пористую поверхность. Они забирают из нее лишнюю влагу, и материал становится идеальным для создания фигурок — его достают из формы и помещают на нужное место, превращают в какую-либо часть тела или атрибут персонажа.

После того как все детали присоединяются к главному корпусу, швы тщательно затираются до получения идеально гладкой поверхности. Следующий важный этап — первый обжиг изделия в печи при температуре свыше тысячи градусов. После этого статуэтку погружают в глазурь из жидкого стекла и снова отправляют в печь на 10 часов для второго обжига. На финальной стадии изделие расписывает художник.

Воздушные шарики в фигурках продавцов также отливались в отдельных формах, а затем собирались в единую композицию. Перед этим в каждом из них требовалось сделать отверстие для выхода воздуха. В противном случае при обжиге изделия в печи, где температура достигала 1260 градусов, оно бы расширилось и треснуло.

Уникальность фарфоровых продавцов Роял Долтон, яркие цвета их воздушных шариков привлекают многих коллекционеров по всему миру, тем более что существуют отдельные эксклюзивные модели, которые, к сожалению, не были запущены в массовое производство. Популярность изделий британского бренда неизменно растет, потому что это настоящие шедевры, которые можно рассматривать бесконечно.

 

Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.