Статуэтки Конных Военачальников

Мануфактура Шайбе-Альсбах известна на весь мир, благодаря произведениям талантливых мастеров, которые в разное время работали на фабрике и создавали невероятно красивые уникальные статуэтки из фарфора. История знаменитой тюрингской мануфактуры началась в 1835 году, но настоящего расцвета Шайбе-Альсбах достигла в конце XIX века, после того, как в 1863 году была выкуплена Фридолином Кистером.

Новый владелец фабрики стремился расширить ассортимент и стилистику продукции, приглашая на работу лучших европейских мастеров, одним из которых стал талантливый молодой модельер Карл Люзек (Carl Lysek, 1871 – 1956), впоследствии связавший с мануфактурой всю свою творческую жизнь.

Карл Люзек создал немало прекрасных статуэток, но особое место среди его работ занимает серия конных военачальников Наполеона Бонапарта «Императорская гвардия», выпущенная к столетнему юбилею Первой французской империи. Уникальность коллекции заключается в поразительном портретном сходстве полководцев и гвардейцев Наполеона, высокой точности деталей обмундирования военачальников и амуниции лошадей.

Серия «Императорская гвардия» состоит из 16 конных фигурок высотой 28 см, которые размещены на основаниях размером 10х21 см, украшенных позолоченными имперскими орлами. В качестве прообразов Карл Люзек выбрал 7 маршалов Первой французской империи, 7 дивизионных генералов и 2 военных музыканта Императорской гвардии.

Описание статуэток серии конных военачальников:

Франсуа-Кристоф Келлерман (1735 – 1820) одним из первых получил звание почетного маршала – высший воинский чин наполеоновской империи, в 1801 году стал президентом сената, а в 1808 году за военные заслуги был возведен в герцоги де Вальми. В своей коллекции Карл Люзек облачил Франсуа-Кристофа Келлермана в мундир генерала республиканской армии, тем самым подчеркнув его значимую роль в истории Французской Республики.

 

Мишель Ней (1769 – 1815) – один из наиболее известных маршалов времен наполеоновских войн, любимец императора, отличавшийся храбростью и отвагой. Ней сопровождал Наполеона во многих походах, проявил себя в сражении при Бородино, за что получил титул князя Москворецкого. Карл Люзек изобразил Мишеля Нея в парадной форме дивизионного генерала в седле малиново-красного цвета, которые полагались только высшим офицерским чинам наполеоновской армии.

 

Луи-Николя Даву (1770 – 1823) получил титул маршала Империи в 1804 году, и стал единственным маршалом Наполеона, который не проиграл ни одного сражения и до самого конца оставался верным своему императору. Работая над статуэткой Луи-Николя Даву, Карл Люзек взял за основу гравюру по рисунку известного французского художника и литографа Луи-Пьера-Рене де Морена, и изобразил маршала гордо восседающим на коне и смотрящим вдаль. Даву крепко держит поводья и снимает двууголку, возможно приветствуя императора.

 

Николя Жан де Дьё Сульт (1769 – 1851) – один из ближайших соратников Наполеона, возглавлявший его штаб во время «Ста дней». В 1804 году Николя Сульт получил титул маршала, в 1808 – герцога Далматского, а уже после смерти Наполеона в 1847 году стал главным маршалом Франции. Наполеон называл Сульта «превосходным тактиком в Европе», тем самым отмечая его заслуги в сражении под Аустерлицем. Карл Люзек облачил Николя Сульта в маршальский мундир и вручил ему в руку подзорную трубу, как бы намекая на выдающиеся тактические способности маршала.

 

Жан-Батист Бессьер (1768 – 1813) командовал конной гвардией Наполеона, титул маршала, как и многие другие соратники Бонапарта, получил в 1804 году. В войнах с 1805 по 1807 год Бессьер командовал кавалерией, а в 1808 – 1809 гг. возглавлял войска в Испании. Героически погиб в сражении под Вайсенфельсом. Карл Люзек, подчеркивая принадлежность Бессьера к кавалерии, изобразил его в кавалерийском мундире генерал-полковника Императорской гвардии с саблей в руке.

 

Иоахим Мюрат (1767 – 1815) был одним из самых выдающихся и отважных кавалерийских командиров наполеоновской армии, и сам император неоднократно отмечал его смелость и решительность. За свои заслуги перед империей Иоахим Мюрат не только получил звание маршала, но и неаполитанскую корону, а также руку сестры Бонапарта Каролины. Однако в 1814 году он перешел на сторону противников Наполеона, и впоследствии уже не смог вернуть доверие императора. Карл Люзек облачил Иоахима Мюрата в гусарский мундир, изобразив маршала скачущим верхом на коне, словно запечатлел его во время одной из кавалерийских атак.

 

Принц Евгений де Богарне (1781 – 1824) – приемный сын Наполеона, с 1804 года дивизионный генерал наполеоновской армии. Принимал участие во многих походах Наполеона, включая российскую кампанию. В 1812 году командовал итальянским пехотным корпусом. Много лет был вице-королем Италии, проявил себя как мудрый и волевой правитель, чем заслужил любовь народа. В статуэтке Карла Люзека Евгений де Богарне запечатлен в парадном мундире гвардейского полка конных егерей – личной охраны Наполеона.

 

Этьен Мари Антуан Шампьон де Нансути (1768 – 1815) – дивизионный генерал с 1803 года, блестящий кавалерист, чье имя выбито на Триумфальной арке в Париже. С 1805 года командовал первой дивизией тяжелой кавалерии, отличился во многих сражениях, в том числе в битве под Аустерлицем. Карл Люзек облачил генерала в форму кирасира, представив его верхом на несущемся вперед белом скакуне.

 

Клод Пьер Пажоль (1772 – 1844) – один из лучших кавалерийских командиров Наполеоновской армии, служил в Консульской гвардии, был награжден Почетной саблей. Много раз был ранен, в битве при Нови погиб почти весь полк, которым он командовал, но сам Пажоль выжил и сформировал его заново. Любил носить гусарский мундир, поэтому Карл Люзек запечатлел Пажоля именно в этой военной униформе.

 

Шарль Жозеф Рандон де Мальбуассьер де Пюлли (1751 – 1832) – дивизионный генерал с 1793 года, неизменный участник походов Наполеона. До 1807 года командовал кавалерийской дивизией, после чего был назначен генеральным инспектором кавалерии Итальянской и Неаполитанской армий. В серии конных военачальников изображен в мундире полковника 1-го полка Почетной гвардии.

 

Жан Мари Пьер Дорсенн (1773 – 1812) – пехотный генерал, участник многих наполеоновских войн. В австрийской кампании проявил себя в нескольких сражениях, и был произведен в дивизионные генералы. В битве при Асперн-Эсслинге Дорсенн был тяжело ранен в голову. Он так и не смог полностью оправиться от ранения и умер через три года в Париже. Карл Люзек облачил Дорсенна в парадную генеральскую форму.

 

Анри Гасьен Бертран (1773 – 1844) – дивизионный генерал, выдающийся полководец, адъютант и преданный соратник Наполеона, остававшийся с императором до последних дней его жизни. Отважно сражался в кампании Ста дней. За свою преданность Наполеону после его свержения был приговорен к смертной на казни, но впоследствии получил помилование от короля. Конечно, Карл Люзек не мог обойти вниманием такую выдающуюся историческую личность, и включил Бертрана в серию конных военачальников наполеоновской армии, изобразив его в форме дивизионного генерала.

 

Изидор Экзельман (1775 – 1852) – участник революционных и наполеоновских войн, при Наполеоне дослужился до звания дивизионного генерала, позже в 1851 году стал маршалом Франции. За отвагу, проявленную в битве при Вертингене, был награжден офицерским крестом ордена Почетного легиона. Карл Люзек изобразил Экзельмана в мундире дивизионного генерала наполеоновской армии.

 

Юзеф Понятовский (1763 – 1813) – уроженец Польши, единственный иностранец, заслуживший высшее воинское звание наполеоновской империи. Понятовский перешел на службу Наполеону после прихода французских войск в Польшу и переговоров с Мюратом. В войне 1812 года командовал польским корпусом в составе наполеоновской армии. Отлично проявил себя в битве при Лейпциге, за что и получил звание маршала. Однако уже через три дня был ранен и утонул в реке Вайсе-Эльстер. Наполеон отзывался о Понятовском, как о храбром и благородном человеке, который должен был стать королем Польши. Карл Люзек в своей работе смог передать решительность и отвагу – главные черты маршала. В память о его корнях он представил Юзефа Понятовского в мундире польских улан верхом на вздыбленном коне.

 

Чтобы предать серии завершенность и элемент торжественности, а также подчеркнуть гвардейскую тему, Карл Люзек добавил еще две статуэтки – трубача полка драгун и литаврщика полка польских шеволежеров Императорской гвардии. Оба музыканта облачены в парадную форму своих полков.

Серия конных военачальников Карла Люзека «Императорская гвардия», созданная им на мануфактуре Шайбе-Альсбах, безусловно, заслуживает внимания всех поклонников наполеоники. Потрясающая реалистичность, высокая точность деталей обмундирования и амуниции – несомненные достоинства серии, которая является одним из лучших образцов европейской фарфористики конца XIX – начала XX века.

 

Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.