Мир – это маскарад: лицо, одежда, голос – всё подделка, каждый хочет казаться не таким, каков он есть на самом деле, многие из нас часто обманываются, и никто не узнаёт себя. Мы все ходим в масках…
Франциско Гойя
Хитрый и ловкий Арлекин, задумчивый Пьеро и кокетливая Коломбина — яркие театральные персонажи, знакомые каждому. Эти герои были частью Комедии дель арте, формы импровизированного театра, которая развилась в Италии к середине XVI века. Комедия дель арте исполнялась компаниями странствующих актеров, которые выступали в разных местах по всей Европе. На городских площадях в рыночные дни, во дворцах и садах знати. Спонтанная и независимая, Комедия дель арте могла включать в себя язвительную политическую сатиру, грубую физическую буффонаду, фарсовый юмор и сексуальные намеки. Это была комедия противоположностей и неожиданностей, эрудированная и непочтительная, полная жизненных острот и до неприличия откровенная. Каждый актер в труппе брал на себя роль определенного персонажа, которого быстро узнавали по акценту, индивидуальному костюму, маске и аксессуарам. Хотя главные герои и их костюмы были стандартными, роли постоянно менялись. Эта непредсказуемая форма захватила воображение публики и сохраняла свою популярность более двухсот лет, пока не пришла в упадок в начале девятнадцатого века.
В период своего расцвета в конце XVII-начале XVIII веков Комедия дель арте оказала глубокое влияние на французских и итальянских художников. Гравюры и картины вдохновили мастеров на создание всех форм Европейского декоративного искусства XVIII века, от гобеленов до вееров, от мебели до стекла. Но именно в фарфоре Комедия дель арте нашла особый резонанс, она подтолкнула лучших скульпторов по всей Европе на создание уникальных статуэток, мастерски передающих настроение героев…
Перед нами вечно смеющийся Арлекин, самый озорной и ловкий, местами по-детски наивный персонаж Комедии.
Доктор — пародия на ученых мужей. Любитель вкусно поесть и отпустить пару сальных шуточек.
Капитан – хвастливый вояка. Для него характерно холодное высокомерие, скрывающее трусость.
Панталоне — богатый купец, являющийся центром интриги.
Пульчинелла — глупый, но при этом очень ловкий слуга.
Коломбина – ветреная кокетка, в которую влюбляются остальные персонажи.
Печальный и добродушный Пьеро, влюбленный в Коломбину, но вечно проигрывающий в борьбе за ее сердце Арлекину.
Большинство персонажей Комедии дель арте не потеряли своей актуальности и по сегодняшний день. Каждодневно на улице или среди знакомых можно встретить Пьеро и Коломбину, Панталоне и Доктора, Капитана и веселых слуг — Бригеллу и Арлекина… Фарфоровые фигуры привлекают внимание, прекрасно вписываются в интерьер и добавляют ему индивидуальности.
Комедию дель арте собирают по всему миру, коллекционеры отслеживают основные торговые площадки и антикварные салоны. Кто то предпочитает статуэтки, изображающие какого то определенного персонажа, у других же нет фаворитов, а интересна в целом тематика «театра масок». Самая большая мировая коллекция представлена в музее керамического искусства Джорджа Р. Гардинера в Торонто, она насчитывает 139 скульптур, созданных на двадцати двух различных европейских фабриках. Частные коллекционеры, в том числе и российские, стараются не отставать, поэтому статуэтки с тематикой Комедии дель арта так востребованы на антикварном рынке.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.