Военные фарфоровые статуэтки фабрики Зитцендорф

В кругу коллекционеров и ценителей истории военного дела существует термин «милитария», которым обозначается сфера, касающаяся собирания и изучения предметов военного обмундирования, вооружения и снаряжения. В последние годы «милитария» превратилась в мощное культурно-историческое направление, растущий интерес к которому притягивает все больше и больше людей. Для некоторых из них на первом плане стоит история униформы, другим интересны подлинные свидетельства тех или иных военных событий.

Те, кто имеет доступ к архивной и специальной литературе, получают возможность системного изучения вопросов, связанных с предметами военной истории, что способствует более глубокому пониманию событий и процессов в целом. Милитария для этих людей становится не простым хобби, а эффективным культурным «инструментом», помогающим создавать собственное, максимально полное и предметное представление о снаряжении и одежде солдат и офицеров, о военном деле прошлых эпох.

Заинтересовавшись этим обстоятельством, компания Зитцендорф создала на своей фабрике солдат и всадников из фарфора. Возросшая популярность этих изделий в последующие годы подтвердила правильность принятого решения. Чтобы добиться такого успеха, производителям пришлось немало потрудиться. Было ясно, что коллекционеры могли принять статуэтки только в том случае, если бы воспроизведенные в фарфоре фигурки солдат и всадников в точности соответствовали историческим деталям.

В распоряжение сотрудников фабрики была предоставлена обширная библиотека технической литературы по униформе, военной истории и смежным областям знаний. В разработке, определении и классификации элементов фарфорового обмундирования и оружия принимали участие крупнейшие ученые, сотрудники ведущих военно-исторических музеев и исследовательских институтов.

Впоследствии большое количество фарфоровых солдат и всадников нашли свое место в самых разных тематических музеях мира, поскольку они оказались идеальными для того, чтобы дать возможность посетителям максимально ярко представить тот или иной момент военной истории. Также  фабрикой изготавливались изделия по индивидуальным заказам, в соответствии с особыми пожеланиями клиентов.

4 konia 2

Во время изготовления фарфоровой фигурки пешего или конного воина предметы снаряжения и обмундирования выписывались до мельчайших элементов – но это было лишь одной стороной вопроса. Для изготовления фигурок готовилась специальная фарфоровая масса, так называемый слип. Эта операция выполнялась наиболее опытными квалифицированными рабочими завода. На следующем этапе слип делился на определенные части для каждой фигурки, которые нумеровались в соответствии с моделью, и только после этого начинался сложный процесс формирования из этих частей солдат и всадников.

120715-03-O

Умелые руки мастеров превращали пластичную бесформенную массу в определенные образы. Когда фигурки приобретали конкретные черты того или иного персонажа военной истории, мастер маркировал каждую из них персональной цифрой, которая играла роль личной подписи, предназначавшейся для объективного контроля качества фигурки на протяжении всего процесса ее изготовления.

Раньше сырые фигурки-полуфабрикаты для удаления влаги отправляли в камеру воздушной сушки, где процесс высыхания изделия мог продолжаться до пяти месяцев, в зависимости от его размера. Позднее их запекали в печах при температуре 800°С. Первый этап обжига проходил за сравнительно короткое время, до 1,5 — 3 часов, которого, тем не менее, хватало, чтобы мастера успевали подготовиться к следующей стадии обработки – остеклению. Перед этим на каждую фигурку наносился товарный знак компании.

Фарфоровый завод Зитцендорф подписывал каждое свое изделие определенным образом в соответствии с месторасположением той или иной фабрики, на которой оно производилось: в Зитцендорфе или в Рудольштадте. С этими метками изделия в первую очередь становились узнаваемыми, а во вторую – свидетельствовали об их безупречном качестве. Для военных коллекционеров и истинных ценителей фарфора из Тюрингии подобная маркировка имела огромное значение, поскольку она отражала высокий статус изделия, который со временем увеличивается многократно.

После второго этапа обжига фарфор приобретал окончательные и неизменные свойства. Этот процесс происходил при исключительно высокой температуре до 1360° С, во время которого плотность материала и объем изделия уменьшался примерно на 15 процентов. Предварительно нанесенная на поверхность в виде пудры глазурь становилась кристально чистой и прозрачной, проникая в фарфоровую массу, она сливалась с ней в единое целое.

Предпоследним, но наиболее важным этапом в создании декоративной фарфоровой статуэтки была надглазурная роспись по поверхности фарфорового изделия. Здесь особое значение придавалось достоверности деталей исторических моделей. Художники завода Зитцендорф относились к росписи творчески. Они не просто технически копировали предметы оружия или снаряжения, а уделяли особое внимание к каждому штриху. Итог их работы раскрывался во всей полноте только после очередного запекания уже раскрашенной фигурки в печи при температуре 800°С — краски растворялись, фиксировались «въедаясь» в глазурь, становились ярче.

230815-02-O

После последнего обжига фарфор несколько часов охлаждался, а затем подвергался критическому анализу группы экспертов. Если на изделии обнаруживался малейший дефект или неточность в росписи, он выбраковывался и удалялся из партии. В мире существует очень небольшое количество вещей, которые безо всяких оговорок могут претендовать на высшую оценку «отлично». В число таких редких изделий входят декоративные изделия под торговой маркой Зитцендорф изготовленные на фарфоровых фабриках в Тюрингии.

Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.