В 1882 году была основана фарфоровая фабрика «Унтервайcбах». Несмотря на свою молодость, заводу быстро удалось наладить производство продукции и превратиться из небольшой фирмы в огромную корпорацию.
Начиналось все достаточно сложно: в первые годы владельцы завода активно сменяли друг друга. Впрочем, этот период нельзя назвать печальным в истории предприятия, так как именно в то время было задано направление на совершенствование продукции — сформирован штат квалифицированных работников, расширен ассортимент (стали производиться чернильницы, подставки для специй, керосиновых ламп, горшки). Через несколько лет после своего открытия фарфоровый завод сумел занять свою нишу на рынке, став достойным конкурентом крупнейших фарфоровых мануфактур того времени.
Спустя 8 лет после своего открытия, в 1890 году, завод был выкуплен Рудольфом Манном. В 1900 году к предприятию в качестве партнера присоединился Порцелиус Фриц и завод получил новое рождение и новое имя — «Фарфоровая фабрика Унтервайсбах, Манн и Порцелиус». В тот период на мануфактуре было занято около 400 работников, причем четверть из них работала на дому. В течение очень короткого времени предприятие под руководством Манна и Порцелиуса достигло вершины экономического процветания.
Одно из конкурентных преимуществ завода «Унтервайсбах» — разнообразие ассортимента: если сначала завод выпускал стандартные фарфоровые безделушки, то позднее ценители фарфорового искусства могли выбирать среди ваз, кувшинов, подсвечников, столовых приборов и даже изделий на религиозную тематику (распятия, статуэтки святых и так далее).
В 1899 году доходы предприятия выросли настолько, что удалось приобрести обанкротившуюся «Старейшую Фолькштедтскую фарфоровую мануфактуру» и сделать ее собственным филиалом. В 1901 году предприятие превратилось в акционерное общество.
«Унтервайсбах» под покровительством Макса Адольфа Пфайффера
Новая веха в развитии предприятия пришлась на 1908 год и была связана она с именем Макса Адольфа Пфайффера, известного инженера того времени. Именно он объединил «Шварцбургские мануфактуры фарфора» с «Унтервайсбах». Пфайффер был членом «DeutscherWerkbund», и считал, что добиться успеха в выбранном направлении можно, только объединив труды художников и ремесленников. И эта точка зрения, как показало время, оказалась правильной.
Гуго Майзель. Султанша с арапчонком (ок. 1918), 35 см. Шварцбургские мастерские фарфорового искусства
Эта Рихтер. Играющая львица (1909), 19 см. Шварцбургские мастерские фарфорового искусства
В качестве управляющего директора Пфайффер начал в 1909 году проводить активные реформы на предприятии. Каждая работа, считал Пфайффер, должна четко отражать тенденции своего времени: многочисленные контакты Пфайффера с художниками и скульпторами того времени, привлечение этих специалистов к работе над созданием фарфоровых изделий, позволили настолько повысить планку качества, художественного оформления фарфора, что продукция предприятия стала эталоном, на который равнялись большинство фарфоровых фабрик того времени.
Артур Шторх. Почтовые голуби, 24 см. Шварцбургские мастерские фарфорового искусства
Густав Оппель. Восточный танец (1919), 32 см. Шварцбургские мастерские фарфорового искусства
Только начав свою работу на предприятии, Пфайффер попросил Эрнста Барлаха оставить ему модели. Барлах прислал Пфайфферу небольшие скульптуры, созданные им после поездки в Россию: «Нищая в платке» (1912-1913 гг), «Сидящая девушка» (1909 г), «Слепой нищий» (1912-1913 гг), «Кричащая монахиня» (1909 г).
Эрнст Барлах. Сидящая девушка (1909), 23 см. Шварцбургские мастерские фарфорового искусства
Кроме Эрнста Барлаха свой вклад в развитие предприятия внесли Пауль Шойрих, Герхард Маркс, которые также моделировали для Пфайффера статуэтки. В 1908 году к ним присоединился Отто Тим, который в течение двух с половиной лет работал над созданием группы охотничьих статуэток, заказанных в качестве украшения стола в Императорском зале в Шварцбурге.
Пауль Шойрих. Охотница и охотник (ок. 1912), 26 см. Шварцбургские мастерские фарфорового искусства
Предприятие за свою историю не один раз получало достойные награды на разных мероприятиях: это и золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1910 году, это серебряная медаль в 1910 году на Международной охотничьей выставке в Вене, медаль и первый приз на выставке в Турине в 1911 году, золотые медали в 1913 году в Женеве и Лейпциге, медаль на Балтийской выставке в 1915 году.
К сожалению, экономический кризис 1930 года негативно сказался на развитии предприятия, и через несколько лет оно обанкротилось. Сначала завод купил Карл Саар, после его смерти предприятие перешло к Хайнцу Шаубаху, а в 1940 году его выкупил владелец фарфорового завода Валлендорф.
5 марта 1953 года предприятие стало государственным: на тот момент на производстве работало 160 человек. Что интересно, число рабочих более не менялось.
В начале 70-х мануфактуру национализировали и объединили с 6-ю другими заводами, создав «Объединение предприятий художественного фарфора Лихте». Это позволило предприятию сформировать наиболее четкую производственную программу.
Курт Лаутензак. Декоративная ваза, 70 см. Народное предприятие Унтервайсбах (1953-1990)
Хайнц Шобер. Арамис, 30 см. Народное предприятие Унтервайсбах (1953-1990)
Это интересно: о том, как рождались традиции
В стремлении творчески развивать давние традиции Тюрингии при изготовлении фарфоровых фигурок на предприятии наладили выпуск как одиночных статуэток, так и специализированных групп. Особое место в линейке продукции предприятия занимал «кружевной фарфор». Уникальная технология «кружевного фарфора» — использование специального кружева, тюля в качестве декора: ткань покрывали фарфоровой массой, модельеры вручную обрабатывали получившуюся массу, глазировали и отправляли обжигаться при температуре 1350°С — ткань сгорала, оставляя только необычайно легкое, красивое, воздушное кружево из… фарфора.
Курт Штайнер. Букет, 20 см. Народное предприятие Унтервайсбах (1953-1990)
Уникальность продукции предприятия «Унтервайсбах» — заслуга опытных скульпторов, работавших на предприятии. Руками опытных художников, декораторов создавались уникальные творения фарфорового искусства, которые наверняка, даже спустя века, будут также привлекать к себе заинтересованные восхищенные взгляды тех, кто не может оставаться равнодушным к прекрасному.
Традиции, заложенные в свое время Максом Адольфом Пфайффером, позволили предприятию выдержать непростые времена, создавая не просто красивые статуэтки, но фигуры, отражающие реалии своего времени в рамках художественного, декоративного, скульптурного направления. Каждый мастер, работавший когда-либо на предприятии «Унтервайсбах», не просто использовал весь свой опыт, талант при работе над фарфоровыми изделиями, но вкладывал свою душу… что позволяло создавать совершенство.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.