В создании каждой фигуры компании Royal Doulton принимает огромное количество творческих людей. В частности, над фигурками работают художники, тщательно воплощая в реальность созданные в голове фантазии или превращая в трехмерные пластилиновые скульптуры чертежи на бумаге.
Работа скульптора — настоящее искусство. При создании фигурок скульптор должен учитывать каждую линию и деталь, которая в дальнейшем определит форму готового рисунка, станет органичной частью статуэтки.
Здание мануфактуры DOULTON (конец XIX в.)
Для создания особенно сложных фигур могут использоваться до 60 отдельных форм, каждая из которых позволяет создать элемент будущей статуэтки. Жидкую глину заливают в специальные формы с пористой поверхностью: благодаря тому, что поверхность пористая, вся лишняя влага из глины впитывается. После того, как глина в форме становится такой (по уровню влажности, в том числе), какая нужна для создания статуэтки, она вынимается из формы и становится на свое место — в качестве составляющей рисунка лица или тела статуэтки.
Как уже было сказано выше, каждый рисунок фигурок компании Royal Doulton включает в себя множество частей. Например, в коллекции «Леди» статуэтка «Мой лучший друг» включает 13 элементов тела, тогда как модель «Святой Джордж и дракон» состоит более, чем из 40 деталей.
Каждая деталь отдельно прикрепляется к основному корпусу: оставшийся после прикрепления детали маленький шов тщательно затирают щеткой, а затем и губкой вручную, следя за тем, чтобы получилась идеально ровная и гладкая поверхность. После того, как фигурка создана, ее помещают в печь на девять часов для первого обжига — обжиг осуществляется при температуре 1250°C. Перед тем, как отправить изделие в печь, скульпторы тщательно проверяют, на своем ли месте закреплены все необходимые детали, под тем ли углом, и так далее — ведь после того, как статуэтка проведет девять часов в печи, исправить будет уже ничего нельзя. Во время первого обжига процент влаги в глине уменьшается на 12%.
Итак, изделие достается из печи, опускается в глазурь (жидкое стекло), имеющую консистенцию крема, и снова будущая статуэтка отправляется в печь — уже на 10 часов для обжига при температуре 1060°C. После того, как статуэтка появляется на свет из печи второй раз, она уже может похвастать блестящим, сияющим внешним видом. На этом этапе изделие уже можно украшать.
Чтобы добиться нужного цвета, оттенка каждого элемента изделия, приходится долго трудиться. Огромное количество различных цветов и до пяти дополнительных обжигов в печи при температуре 850°C может ожидать фигурку в процессе доведения до совершенства. Лица окрашиваются с помощью тонкой кисти, которая дает возможность наносить удивительно тонкие штрихи, делая каждую фигурку уникальной — со своим настроением, со своим выражением лица и так далее.
Штамп, который позволяет причислить фигурку к компании Royal Doulton, наносится на основание фигуры перед тем, как она отправляется в печь для обжига в последний раз.
В 1901 г. король Эдуард VII объявляет DOULTON поставщиком Двора и с тех пор обязательный атрибут фирменной марки - определение ROYAL (Королевский).
Фигурки Royal Doulton. Особенности создания
Статуэтки из серии «Прекрасная леди» сделаны из костяного фарфора, который считается традиционным в Великобритании и состоит из фарфоровой глины, костяного пепла. Большая часть фигур персонажей выполнены из английского фарфора, который был изобретен химиками компании в 1959 году.
Джозайя Споуд I (1733—1797) - английский керамист, которому приписывают славу создания костяного фарфора
До того, как на свет появился английский фарфор, основа большинства фигурок компании Royal Doulton изготавливались из фаянса, который обжигался при более низкой температуре, чем китайский, и имел более пористую структуру по сравнению с последним. Также можно отметить небольшие различия между фаянсовыми и фарфоровыми фигурками — в размере, в цвете. Многие фигурки Royal Doulton имеют блестящую глянцевую глазурь. Не обошлось, конечно, без исключений: некоторые изделия в начале 1970-х годов были выполнены в матовом варианте, кроме того, и в более поздние периоды компания издавала некоторые изделия (ограниченным тиражом) в матовом исполнении, который усиливает эффект сложности моделирования фигурок. В современных моделях матовые цвета также иногда используются, чтобы подчеркнуть эффект глубины фактуры.
Коллекционеры фарфора, вне зависимости от сферы своих интересов, от своих вкусов, среди разнообразия фигурок Royal Doulton непременно найдут модели, которые станут изюминкой их коллекции. Производитель предлагает богатый выбор фигурок, выполненных в разной тематике, в различных стилях.
Собираем коллекции: отличительные признаки
В 1913 году Royal Doulton начал выпуск коллекционных статуэток. Первым номером (HN1) стала фигура мальчика под названием «Darling» - «Любимый» (второе название «Bedtime» - «Время сна») дизайнера Чарльза Вайса
1. Художники. Фигурки Royal Doulton настолько интересны и очаровательны, что не теряют своей популярности на протяжении многих десятилетий. Появляются все новые коллекционеры, которые быстро выделяют для себя определенный стиль художника и остаются верны ему долгое время. В ранние годы существования компании художники создавали статуэтки на основе рисунков — среди наиболее громких имен, которые внесли заметный вклад в развитие компании, можно отметить Чарльза Нока, Гарри Титенсора и других.
Шут в чёрно-лавандовом (1916-38 г.г.). Модель Чарльза Ноука (1858-1941)
Привидение (модель выпускалась с 1916 по 1938 г.г.). Дизайнер Гарри Титтенсор
Затем был многолетний перерыв, но эта практика возродилась в 1984 году: художники включали свою подпись в штамп на основании фигурки, так что проблем с идентификацией статуэтки возникнуть не могло. Впрочем, даже без штампа идентифицировать фигурки от Royal Doulton настоящему ценителю не составит особого труда — работа каждого художника Royal Doulton имеет свои отличительные черты: даже если есть некоторые элементы, которые объединяют фигурки разных художников, опытный глаз профессионала быстро заметит разницу между, например, Лесли Харрадин и Пегги Дэвис (Кринолин Леди). Аналогично, вряд ли когда-нибудь ценитель фарфорового искусства, сможет спутать Мэри Никола с Биллом Харпером. Каждый из художников, работающих со статуэтками Royal Doulton, использовал свои методы сборки фигур, окрашивания. Особенно заметен яркий авторский стиль в работах Пегги Дэвис — за 40 лет работы с компанией Royal Doulton Пегги Дэвис создал около 250 фигурок, каждая из которых достойна стать вершиной любой фарфоровой коллекции.
Соня (1953-55). Дизайнер Пегги Дэвис
Святой Георгий (1950-1985). Дизайнер Пегги Дэвис
Моя прекрасная леди (1963-96 г.г.). Дизайнер Пегги Дэвис
Впрочем, честь любой фарфоровой коллекции могут сделать не только фигурки Пегги Дэвис , но и других мастеров — Шарль Нок, Лесли Харрадин, Мария Николл, Эрик Гриффитс, Уильям К. Харпер, Роберт Джефферсон, Роберт Таббенор, Полин Парсонс, Нада Педли, Адриан Хьюз и так далее. Большинство коллекционеров специализируются на собирании фигурок определенного дизайнера.
2. Периоды создания. Пока одни коллекционеры тяготеют к определенным стилям и художникам, другие акцентируют внимание на периоды. Последний подход также не лишен смысла: каждая статуэтка является отражением того времени, в котором она была создана. Безусловно, на основе фарфоровых коллекций можно проследить развитие моды в том или ином временном периоде — оценить изящество костюмов, образцов тканей, причесок. На основе коллекций Royal Doulton можно создать целый исторический экскурс из истории моды, начиная от периода Средневековья и заканчивая XXI веком. Разные коллекционеры выбирают для себя определенные периоды: некоторые сосредотачиваются исключительно на костюмах XVIII века, другие предпочитают пышные юбки и юбки с воланами, характерные для викторианской эпохи.
3. Тематика. Еще один отличительный признак, который некоторые коллекционеры берут за основу, — тематика фигурок. В этом плане Royal Doulton также не ограничивает фантазию коллекционеров: огромное количество различных тематических групп — как учатся дети, по профессиям, милые дамы, мир развлечений, балета, литературы, исторические личности. Словом, выбирайте любую тему, и наверняка найдете несколько статуэток от Royal Doulton, которые помогут ее раскрыть.
Портной (годы выпуска 1956-59). Дизайнер Мэри Николл (1922-1974)
Спасибо, док! (1975-1990). Дизайнер Уильям Харпер
4. Размер. Собирать фигурки Royal Doulton можно и по размеру. Компания выпускала и выпускает статуэтки в нескольких размерах. Так, можно обратить внимание на фигурки из серии М (миниатюры), которые представляют собой уменьшенную версию полноразмерных статуэток. Изначально высота фигурок из серии М составляла около 3-4 дюймов (до 10 см), но уже в 1988 году на свет появилась миниатюрная серия с фигурками, высота которых составляла всего 2 дюйма (5 см). Средняя высота фигурок в серии прекрасных дам — 8 дюймов (20 см). Можно найти и большие фигурки (в ограниченной серии), высота которых достигала 12, 14 или даже 16 дюймов (40 см).
5. Тираж. Особый шик для коллекционеров — серии фигурок, выпущенных ограниченным тиражом. Компания Royal Doulton и здесь не разочаровала своих поклонников, выпустив ограниченную коллекцию «Престиж». Время от времени новые дополнения к этой серии появляются до сих пор.
Похищение Европы (1985 г., лимитированное издание - 300 шт.) Серия Myths and Maidens. Дизайнер Роберт Джефферсон
6. Стиль. Наконец, некоторые коллекционеры собирают свои коллекции по принципу единства расцветок и стиля. Среди фарфоровых статуэток Royal Doulton наибольшей популярностью пользуются изделия, произведенные в альтернативных цветовых вариантах, например, «Осенний Бриз». Одно время фигурки в альтернативных расцветках практически перестали выпускаться, но в 1980 году идея получила второе рождение, и компания снова начала выпуск коллекций в необычных цветовых вариациях.
Вот ещё пример альтернативной разработки одного из лучших дизайнеров Royal Doulton Лесли Харрадина. Модель называется Sweet Anne (Милая Энн). Оба варианта выпускались в 1929-49 г.г.
Собственно, выше описаны далеко не все отличительные черты статуэток, которые можно взять за основу коллекции, но и этих примеров вполне достаточно для того, чтобы понять — выбирать есть из чего. Только помните о том, что отличает настоящего коллекционера от любителя — необходимо придерживаться определенного критерия, который вы можете сами выбрать: ваша коллекция должна иметь общее основание, только тогда она будет интересной, будет цеплять, заинтересовывать, будет иметь свою историю.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.