Испытание огнём

Это последняя проверка, обратной дороги нет. Если в изделии есть какие-либо дефекты, они будут обнаружены только по окончании обжига.

В середине XX века в местечке Альмасера, расположенном неподалёку от Валенсии, проживало семейство Льядро. Для своих сыновей Роза Льядро хотела лучшей доли, чем работа на семейной ферме, а потому записала их в школу прикладного искусства Сан-Карлос-де-Валенсия. Хуан и Хосе изучали живопись, а Висенте увлекался скульптурой.

Альмасера с давних пор славилась искусными гончарами, но братья Льядро мечтали создавать не привычную для здешних жителей керамику, а изящный фарфор. Прежде чем открыть своё дело, Хуан, Хосе и Висенте успели потрудиться на заводе по изготовлению плитки, а в 1951 году их приняли на фарфоровую фабрику знаменитого мастера Виктора де Нальда.

Спустя два года братья Льядро занялись обустройством собственной мастерской. Денег катастрофически не хватало, но этот недостаток компенсировался за счёт таланта и трудолюбия молодых мастеров. Прямо во дворе дома они построили печь для обжига. Такие печи в Валенсии называли мавританскими, в них исстари обжигали керамику. Правда, температуру в мавританских печах невозможно поднять выше +1000 ºC (1832 ºF), поэтому для обжига фарфора они не подходят.

 

ФОТО 1. Мавританская печь братьев Льядро (фрагмент).

Братья изготавливали керамические цветы, пользовавшиеся спросом на местном рынке. Однако средств на печь, в которой можно было бы изготавливать качественный фарфор, у семьи по-прежнему не хватало. В конце концов Льядро заняли деньги у знакомого и приобрели на сталелитейном заводе огнеупорный кирпич. Из него они собирались построить печь, которая позволяла бы достичь температуры +1300 ºC (2372 ºF), необходимой для обжига настоящего фарфора.

Первая печь из огнеупорного кирпича во время обжига попросту развалилась. Братья несколько раз ремонтировали и перестраивали её.

ФОТО 2. «Валенсийская девушка» — одна из ранних статуэток братьев Льядро (1950-е гг.)

В те времена ремесленники не умели контролировать ход процесса обжига, его результат был непредсказуем. Закончив обжиг и погасив печь, работники маленьких мастерских молились покровительницам гончаров и керамистов – святым Хусте и Руфине. Только через два – три дня, когда изделия остывали, их извлекали из печи и внимательно осматривали в поисках дефектов. Приходилось долго и напряжённо трудиться, чтобы освоить технику обжига и создавать по-настоящему красивые вещи.

Обжиг – последняя и самая важная стадия процесса изготовления фарфора. Мастер, помещающий изделие в печь, испытывает те же чувства, как если бы поставил на кон крупную сумму: с равной вероятностью можно как выиграть, так и проиграть.

Если температура в печи слишком низкая, а время обжига невелико, получается некачественный, слишком пористый фарфор. Но тех, кто решит перестраховаться, чересчур повысив температуру или продлив время обжига дольше положенного, ожидает не менее неприятный сюрприз: изделия утрачивают чёткость форм и покрываются «волдырями». Между этими двумя крайностями существует множество вариантов, когда прочная на вид статуэтка разламывается или крошится во время контроля качества.

ФОТО 3. Первая официальная марка Lladro начала 1960-х гг.

ФОТО 4. С 1970-х гг. марка приобрела используемое до сих пор начертание (с некоторыми вариантами).

С самого начала совершенствованием техники обжига занимался младший из братьев – Висенте. Сперва мастера Льядро один или несколько раз обжигали белые статуэтки при низких температурах, а затем керамическими красками наносили роспись по глазури. Фигурки получались яркими, но слегка аляповатыми, лишёнными благородства и изящества. Слишком яркая раскраска плохо гармонировала со стилем статуэток. Братья много экспериментировали, добиваясь мягких, светящихся оттенков, подчёркивающих нежную прелесть фарфора.

В те времена в каждой семье, занимавшейся производством фарфора, секреты мастерства передавались от отца к сыну. Раскрытие семейных тайн грозило настоящей катастрофой – утратой конкурентных преимуществ. Понятно, что никто не стал бы открывать тщательно хранимые секреты изготовления фарфора чужакам. Поэтому большую часть времени Льядро посвящали экспериментам, создавая собственную технологию.

Чтобы достичь успеха, братьям пришлось не только упорно трудиться, но и изучать химию. Они разработали собственную формулу фарфоровой пасты, много экспериментировали с пигментами, лаками и формами. Льядро довели до совершенства технологию изготовления фарфора путём однократного обжига при высокой температуре. Так родился фарфор Lladró.

ФОТО 5. Вид Города Фарфора, специально построенного в 1967-69 гг. неподалёку от Валенсии

У этого способа есть серьёзный недостаток: изделия попадают в печь уже раскрашенными, так что после обжига они либо идеальны и не нуждаются в дополнительной обработке, либо, в случае неудачи, подлежат уничтожению. Но риск оправдан, так как фарфор получается очень качественным, как будто светящимся изнутри. Цвета мягкие и приятные глазу, создаётся впечатление, что поверх краски нанесена глянцевая, но прозрачная глазурь.

При классическом обжиге, который выполняют в несколько этапов, убытков меньше: после первичного обжига можно изъять бракованные изделия. Однако настолько высокого качества, как в предыдущем случае, при классическом обжиге добиться нельзя.

Основная трудность работы с фарфором состоит в том, что дефекты в сырой статуэтке незаметны. На предприятии Lladro печи выполняют роль «детекторов лжи». Процесс обжига сравним с последним испытанием – испытанием огнём, когда всё тайное становится явным, обнаруживаются скрытые недостатки изделий. Пути назад нет: фигурка или получается идеальной, или её выбрасывают.

ФОТО 6. «Штормовое море». Дизайнер этой скульптуры, созданной по технологии gres, Сальвадор Фурио.

Братья Льядро – пионеры в области технологии однократного обжига. Её разработка стала результатом нескольких десятилетий исследований команды энтузиастов. В 1958 году Льядро открыли мануфактуру в городе Таверна-Бланка. Но даже сегодня секция обжига сотрудничает с лабораторией, задача которой – определение правильной формулы для каждого компонента и соблюдение условий, при которых каждая фигурка получится идеальной.

Особенно это важно для изделий Gres, при изготовлении которых стандартное время обжига увеличивается вдвое, а процесс охлаждения замедляется, чтобы кристаллизация прошла правильно, а покрытие стало полуматовым.

ФОТО 7. «Приезд Золушки», высота 65 см, длина 116 см_ скульптор Франсиско Полопе

Художники компании Lladro устанавливают оптимальное время обжига для каждой фигурки. Для некоторых украшений и деталей, к примеру, кружев или цветов из серии Caprichos, скорости обжига и охлаждения значительно отличаются от других изделий и должны быть запрограммированы с высокой точностью. Кроме того, необходимо учитывать структуру и размеры изделия. Так, композицию «Приезд Золушки» (Cinderella’s Arrival) выдерживают в печи около часа.

Достаточно сложно обжигать и статуэтку «Мадонна эль Росио» – из-за замысловатого орнамента, комбинации цвета и глазури. Среди других изделий, для которых трудно рассчитать условия обжига, – «Вечеринка в саду» и «Фрейлина» (La Menina).

ФОТО 8. «La menina», высота 64 см, ширина 58 см_ скульптор Хосе Пуче

Полностью загруженная печь выглядит необычно. Некоторые статуэтки стоят вертикально, другие кренятся вперёд или назад из-за неровных оснований. Фарфор деформируется при высоких температурах, во время обжига материал расширяется, затем сжимается при остывании. Мастера должны заранее предвидеть, как поведёт себя фарфор в печи, правильно рассчитать центр тяжести и разместить фигурку в безопасном положении, чтобы компенсировать изгибание или скручивание материала.

ФОТО 9. «Вечеринка в саду», скульптор Хосе Пуче. Высота композиции 62 см.

При нагревании внутри печи происходит нечто невероятное. Один из ключевых моментов – достижение температуры +100 ºC. Из мягкого фарфора высвобождается вода, и происходит интенсивный выброс паров из печных труб. Когда температура достигает +1280 ºC, начинают плавиться фарфор и наружная глазурь.

Процесс останавливается по достижении +1330 ºC, когда глазурь стекленеет. Теперь фарфор становится полностью водонепроницаемым, в зависимости от технических характеристик корпуса, его объём сокращается примерно на 15%. Метаморфоза завершается, когда истинные цвета Lladro проявляются на поверхности изделия.

В печной двери есть смотровое отверстие, сквозь которое наблюдатели могут следить за ходом обжига статуэток. После достижения максимальной температуры нагревание прекращается. При охлаждении температура сначала снижается резко, затем – всё более плавно.

ФОТО 10. «Карнавал в Венеции», скульптор Хосе Сантаеулалиа.

Сегодня уже нет острой необходимости призывать святых покровительниц гончаров, хотя некоторые мастера придерживаются традиций и продолжают это делать. Никто не нервничает, когда открывается печь. Опыт более шести десятилетий и постоянное стремление к совершенству принесли свои плоды. Именно поэтому статуэтки Lladro отличаются более тонкой работой и качеством, чем изготовленные в знаменитых мастерских музейные экспонаты, которыми некогда владели короли и знать.

 

Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.