Клоун с его нелепым сценическим костюмом и ярким макияжем – это любимый цирковой персонаж каждого. И хотя многие думают, что он появился вместе с шапито, на самом деле, это не так. Клоуны «родились» за несколько веков до возникновения циркового искусства. В Англии в их роли первоначально выступали веселые паяцы, которых называли Дураками, Джеками Пудингами, Веселыми Эндрю. Слово «клоун» появилось лишь в XVI веке.
Из Италии в Англию во времена Елизаветы пришел новый типаж клоуна. Это были забавные герои итальянских комедий масок, которых называли «дзанни» (производное от распространенного в Италии имени Джованни, аналога русского Ваньки-дурака). Название «дзанни» было общим для всех персонажей комедий масок, таких как неловкий Панчинелло (мистер Панч), шутник Арлекин, изворотливый Педролино (Педро) и других. Несмотря на то, что комедийным героям часто приходилось терпеть побои, они все же были призваны не удручать, а веселить толпу. К тому же, как правило, к концу представления дзанни умудрялись лихо разделаться со своими господами-обидчиками.
В XVIII веке герои комедии масок плавно переместились в так называемые арлекинады, или пантомимы, новый вид театрального представления. Славу шута-арлекина вскоре перетянул на себя английский клоун. Это случилось во многом благодаря великому Джозефу Гримальди, которого называют отцом современной клоунады. Он родился в 1778 году. Еще будучи ребенком, Гримальди уже играл в театре, но свой талант актера-комика он смог показать только после того, как ему исполнилось 22 года. Получив роли Панча и Клоуна в Королевском театре «Друри-Лейн», он сразу покорил публику благодаря своей невероятной энергичности и искрометному задору. Многие из знаменитых трюков Гримальди до сих пор можно увидеть в исполнении современных цирковых клоунов, которых в его честь стали называть «джоями».
Клоун Гримальди носил цветастые мешковатые костюмы, украшенные рюшами, и рисовал на выбеленном с помощью грима лице геометрические фигуры. Похожий макияж, но без белил, присутствует у «Рыжего клоуна» (1937) и «Белого клоуна» (1951), изображенных на кувшинах Гари Фэнтона.
В те времена, когда Гримальди развлекал публику в театре, цирк только зарождался. Это искусство эксцентричных зрелищ создал Филипп Эстли, отставной сержант-майор. Вначале он показывал конные представления на поле, а затем появился его «Королевский амфитеатр искусств». Артисты в нем пели и демонстрировали на круглой сцене пантомиму. Такая форма показа представлений быстро приобрела популярность. По всей Европе стали появляться цирковые труппы, которые выступали как стационарно, так и в шатрах, гастролируя по стране.
Комический элемент в такого рода представления вносили клоуны наездники-акробаты. Большую популярность в то время приобрел французский цирковой артист Жан-Батист Ориоль. Его коронным номером было сальто, которое он крутил, выпрыгивая из своих ботинок и возвращаясь в них опять. Дизайнер Дуглас Тутл создал образ клоуна-акробата в одной из своих фигурок. Это клоун в стиле Пьеро, мастерски балансирующий в положении вниз головой на ярком цветном шаре. Очевидно, что он учился выполнять акробатические трюки с самого детства. Это, кстати, было обязательным условием для всех, кто мечтал приобрести такой же (если не более высокий) уровень мастерства.
Клоун акробат
В то время очень популярны были не только комики-акробаты, но и клоуны, работающие в паре с животным. Перед ними стояла очень сложная задача – обучить своих помощников делать различные «неправильные» вещи так, чтобы это смотрелось комично. Особенно отличился в этом смысле цирковой артист Дуров. Он выступал на арене со свиньей, которую научил очень смешно изображать военных. В результате и Дуров, и его свинья были изгнаны из Германии… за измену!
Когда-то, кстати, многие клоуны выбирали именно этих хрюкающих животных в качестве партнеров по сцене. В наше время признанными любимцами комиков-дрессировщиков стали морские котики. Одна из таких забавных фигурок Алана Масланковски «Партнеры» изображает клоуна, который дирижирует своим играющим сонным другом во время музыкальной интерлюдии.
Партнеры
С наступлением 1890-ых клоуны, выступающие с животными, и комики-акробаты уступили место героям клоунады, которые хорошо знакомы нам сегодня. Это Белый клоун и Рыжий клоун (глупый Август). Считается, что неуклюжего, нелепого Августа придумал Том Беллинг, немецкий акробат и клоун-музыкант. Однажды, будучи пьяным, он сбился во время номера и запутался в канатах. А после этого стал глупо ухмыляться и кривляться, глядя на публику. Зрители, приняв все эти ужимки за специально задуманную сценку, стали восторженно скандировать: «Август!» Что значило «Идиот!». На следующий день Беллинг сделал себе красный нос, надел костюм на несколько размеров больше и повторил для публики вчерашнюю «сценку».
Нерасторопный, комичный Август, или (как его у нас называют) Рыжий клоун, стал мишенью для розыгрышей, чудаком, который постоянно попадает в смешные передряги. А еще этот персонаж превратился в неизменного любимца публики, которая отдает ему свои сердца уже много лет. Фигурка Билла Харпера «Клоун», созданная между 1979 и 1988 годами, отображает все отличительные черты Рыжего клоуна: его расплющенную шляпу, мешковатую одежду, огромные ботинки, красный нос. Гротескный макияж был придуман французским клоуном Альберто Фрателини, который рисовал себе широкие черные брови и выбеливал большие участки лица вокруг рта и глаз.
Клоун
Дизайнеры Doulton создали рекордное количество фигурок, кувшинов с изображением клоунов и кружек «Тоби». Причудливый грим клоуна можно увидеть на «Тоби»-кувшине Стана Тэйлора «Клоун»: большие алые губы, яркие рыжие брови, красный нос на совершенно белом лице. И две черные «слезинки», стекающие по щекам, – последний штрих, позаимствованный у вечно влюбленного Пьеро.
Тоби кружка
Тоби кружка
Еще один яркий клоун представляет работу дизайнера Роберта Таббенора. Он застыл с ведром воды над невидимой публикой, глядя на толпу в поисках одобрения. Это модель «Опрокинет или нет?». Наблюдая за ним, мы ждем, что он все-таки сделает это! А тем временем к своему коллеге подкрадывается Рыжий клоун в огромных ботинках, спрятав за спиной капающую краской кисть. Перед вами модель Адриана Хьюза «На цыпочках». Но «Торопливый клоун» дизайнера Мэри Николь уже предупрежден публикой. Вооружившись ведром и кистью, он приготовился к войне красок.
Опрокинет или нет?
На цыпочках
Торопливый клоун
Рыжий клоун по традиции всегда работает вместе с Белым клоуном. Последний, как говорят, появился в XVII веке в Париже. «Прародителем» его стал французский пекарь Грос Гилуа, который во время своих выступлений на ярмарках забавлял народ белым от муки лицом. Позже Белый клоун перекочевал на сцену французского театра. Именно этот типаж вдохновил художника Бена Блэка на создание серии коллекционных тарелок «За маской», представленную в 1984 году. В нее вошли четыре яркие работы: «Рассмешите меня», «Окрашенные чувства», «Серенада Менестреля», «Представление для души».
Английскую интерпретацию остроумного элегантного Белого клоуна отражают фигурки Билла Харпера «Клоун с воздушными шарами» и Мэри Николь «Джокер». Белый клоун – это всегда умный персонаж, который редко становится жертвой ведра с водой или пирога с заварным кремом. Его опрятный костюм остается таким же чистеньким в течение всего представления, несмотря на усилия его напарника Рыжего клоуна.
Клоун с воздушными шарами
Джокер
Все эти трюки и выходки колоритных смешных персонажей на протяжении веков веселят и забавляют публику. Художники Royal Doulton очень точно передали их с помощью своих чудесных фарфоровых фигурок клоунов, на которые нельзя смотреть без улыбки.
Автор: Интернет-галерея классического фарфора Art space.
При полном или частичном использовании статьи ссылка на источник обязательна.